На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наше здоровье

925 подписчиков

«Рак можно и нужно побеждать»

Фото: ТАСС

Доктор наук Александр Коган рассказал РП, как предотвратить развитие злокачественных опухолей

Роспотребнадзор по Красноярскому краю сообщил, что за год уровень онкологических заболеваний на территории региона вырос на 11,5%. В 2014 году злокачественные новообразования были обнаружены у 370 человек из каждых 100 тыс. жителей края. Показатель уровня смертности от рака в 2014 году увеличился по сравнению с 2013 годом на 3,4% и превысил средние показатели по России на 14,8%.

Изменения статистики в ведомстве связывают с ухудшением экологической ситуации, низким качеством питьевой воды и продуктов питания, а также с тем, что многие сибиряки ведут нездоровый образ жизни. Онколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук Александр Коган рассказал «Русской планете», что еще может стать причиной появления злокачественных опухолей, и можно ли это предотвратить.

– Александр Борисович, вы согласны со списком причин роста статистики по онкологическим заболеваниям?

– В общем и целом — да, согласен. Но нужно переставить акценты и серьезно расширить этот список, поскольку к развитию злокачественных опухолей приводит, как правило, не какой-то один фактор, а несколько сразу, причем как внешних, так и внутренних. Например, нельзя недооценивать роль стресса, который часто срабатывает как стартер, запуская болезнь. Когда разговариваешь с пациентами, почти всегда выясняется, что появлению злокачественной опухоли предшествовала стрессовая ситуация или затяжная депрессия. Иммунитет в этих случаях резко снижается.

Когда иммунная система начинает работать со сбоями, она теряет способность распознавать и своевременно уничтожать аномальные клетки, образующиеся в организме. Они начинают скапливаться, и появляется злокачественная опухоль. Поэтому укрепление иммунитета — основной метод профилактики онкологических заболеваний в любом возрасте. И именно поэтому так важно заниматься спортом, вести здоровый образ жизни, соблюдать нормальный режим труда и отдыха, высыпаться, уметь полноценно отдыхать. А главное — ни в коем случае не поддаваться стрессу, разрушительному действию отрицательных эмоций. Это не так просто, особенно учитывая, что происходит сейчас с нашей экономикой.

К сожалению, противостоять давлению внешних обстоятельств становится все сложнее. Во многом из-за этого и растет статистика по онкологии. Более 90 тыс. жителей Красноярского края в год обращаются в поликлиники с подозрением на рак, 50 тыс. из них состоят на учете в онкодиспансере.

– Если стресс так опасен, не лучше ли снять его с помощью сигареты и стакана горячительного?

– Не надо пытаться найти очередное оправдание нежеланию и неумению сказать «нет» табаку и алкоголю. Стресс вы, может быть, и снимете, но лишь ненадолго. Буквально на следующее утро все проблемы вернутся, а довеском к ним — полный букет последствий от выкуренного и выпитого вчера. Увы, как бы мы ни старались найти лазейку, курить и пить по-прежнему вредно. Я понимаю, что расстаться с этими привычками сложно и тяжело. Если даже врачи, которым сам бог велел это сделать, зачастую не могут попрощаться с сигаретой и рюмкой, что уж говорить об остальных. Но если собираетесь жить долго, бросать пить и курить придется.

Александр Коган — онколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук

Александр Коган — онколог, врач высшей категории, доктор медицинских наук. Фото из личного архива

 

– Но ведь можно сократить потребление, например, выкуривать 2–3 сигареты в день и выпивать лишь один раз в неделю…

– Да, многие верят, что могут избежать опасности, если будут себя ограничивать. Но все это ложные надежды. С точки зрения онколога нет никакой разницы, сколько сигарет в день курить, две штуки или две пачки, чтобы заработать, к примеру, рак желудка. Никотин в любом случае будет раздражать слизистую оболочку и, воздействуя на центральную нервную систему, повышать желудочную секрецию, а выделившийся сок — повреждать слизистую. Другой пример: рак легких у курящих людей развивается в 10 раз чаще, чем у некурящих, и нет никакой разницы, сколько сигарет в день они выкуривали.

Что касается пьянства, то абсолютно недопустимо превышать максимальную дозу в 50 граммов абсолютного алкоголя в день. Все, что сверху — колоссальный риск. Это нужно понимать и следовать совету Марка Твена, который сказал: «Есть несколько рецептов, как устоять перед соблазнами, и лучший из них — трусость».

– Некоторые врачи советуют выпивать бокал-другой сухого красного вина для профилактики рака…

– Вот именно, что бокал-другой. Чистого алкоголя в этих двух бокалах не более 50 граммов. Если выпить больше, то на следующий день после злоупотребления у человека сгустится сок поджелудочной железы и нарушится отток из нее. Возникнет воспаление или даже панкеонекрозы — отмирание отдельных участков поджелудочной железы. Когда на их месте начнут расти опухолевые клетки и разовьется рак — дело случая. И это только один из механизмов патогенного действия алкоголя, а их много.

Я отношусь к числу онкологов, считающих, что чаще всего рак — это расплата за неправедно прожитые молодость и зрелость. Понимаете, злокачественная опухоль ведь не возникает в одну секунду, она развивается годами. Так, до того момента, когда опухоль молочной железы, легкого или желудка достигнет размера 1–1,5 см в диаметре, проходит, как правило, не менее 5–10 лет. То есть, когда в зрелом возрасте у пациента диагностируют злокачественную опухоль, он платит за преступления против своего здоровья, совершенные в 25–40 лет.

– Какие еще преступления против своего здоровья мы совершаем?

– В один ряд с алкоголизмом и курением я бы поставил и национальную любовь к загару. У нас любят посреди зимы махнуть всей семьей к морю, и неделю или две валяться на пляже под палящим южным солнцем. Неподготовленная кожа не может справиться с полученными дозами ультрафиолетового облучения, и мы видим рост статистики по меланомам — самому опасному виду рака. А те, кто не получает опасную дозу под солнцем,добирают ее в соляриях, которые давно требует полностью запретить Всемирная организация здравоохранения. Всего одно посещение солярия повышает риск развития рака кожи на 2%.

– А что насчет ухудшения качества продуктов питания и питьевой воды, названного Роспотребнадзором в качестве одной из основных причин? Может ли это спровоцировать рак?

– Конечно. Есть и российские, и зарубежные исследования, доказывающие, что около трети всех злокачественных опухолей возникают именно по этой причине.

Нужно понимать, что раковые клетки есть в любом организме. До поры до времени они «спят» и могут «проснуться» под воздействием канцерогенов. А о том, что в продуктах, которые мы едим, становится все больше канцерогенных веществ, знают уже, наверное, все.

Нитраты, консерванты, многие пищевые добавки являются доказанными канцерогенами. Как ни грустно, но даже овощи, выращенные на собственной грядке, могут оказаться опасными для здоровья, поскольку получат и накопят вредные вещества из атмосферы, почвы и воды.

И все же проблема не только в резком ухудшении качества продуктов и питьевой воды. Не менее важно и отсутствие элементарной культуры питания. Даже если вы будете есть исключительно продукты, выращенные в самых экологически чистых районах, вы можете нанести вред своему здоровью, если будете неправильно их готовить.

– Что именно вы имеете в виду, говоря об отсутствии культуры питания?

– Многие изо дня в день питаются фаст-фудом и полуфабрикатами. Если и готовят дома, то злоупотребляют копченостями, кислой, соленой и жареной пищей. А при сильном нагреве растительного масла, например, образуется такие опасные канцерогены, как пироксид, и полициклические ароматические углеводороды.

Среднестатистический россиянин употребляет огромное количество углеводородов и синтетических жиров, и недостаточно — растительной пищи, то есть овощей и фруктов, а также натуральных животных белков. Последствия этого отражены в статистике Роспотребнадзора.

Международное агентство по изучению рака проанализировало этиологию злокачественных опухолей у нескольких тысяч пациентов. Так вот, факторы диеты вышли на первое место среди причин их появления. Неправильная система питания виновна в 30–35% случаев развития рака, в то время как даже на курение приходится менее 30%.

Фото: ТАСС

Фото: ТАСС

– И что же делать? Полностью отказаться от стейков с картошкой и соленым огурцом?

– Лучше бы так. Но если сила воли не позволяет, стоит хотя бы регулярно устраивать разгрузочные дни или даже недели. Православным россиянам я бы посоветовал строго соблюдать посты. Давать организму возможность отдохнуть особенно важно, когда пройден 40-летний рубеж. Вместо мяса с картошечкой в этом возрасте на столе должны регулярно появляться продукты, содержащие природные антиканцерогены — бобовые, лук, чеснок, салат, цитрусовые, ягоды, молоко, морская капуста, черемша.

– Получается, что ухудшение экологической ситуации нельзя поставить на первое место в списке причин развития рака?

– На первое — нет. Исследования Международного агентства по изучению рака свидетельствуют, что непосредственно на загрязнение окружающей среды приходится всего 2% случаев онкологии.

Показательно, что в деревнях онкологическими заболеваниями страдают не менее часто, чем в крупных городах. Но плохая экология все-таки в верхней части списка причин роста статистики по злокачественным опухолям. Особенно в Красноярске — из-за особенностей его расположения. Поскольку столица края расположена в котловине, автомобильные выхлопы в атмосфере накапливаются, ветер их не уносит. Вкупе с загрязнениями от промышленных предприятий они создают серьезную угрозу здоровью красноярцев. Доказано, что один из продуктов распада бензина в двигателях внутреннего сгорания — бензопирен — является веществом наивысшего класса опасности. Он крайне вреден даже в малой концентрации, поскольку не выводится из организма и со временем в нем накапливается. Проводились лабораторные опыты, показавшие, что, попадая в организм животных, этот канцероген запускает развитие злокачественных опухолей. А мы получаем его не только, дыша смогом, но и с пищей. Бензопирен аккумулируется и в растениях, и в животных, которые ими питаются. Он есть в любых продуктах, которые мы едим. Кстати, в каждой сигарете содержится от 52 до 95 нанограмм бензапирена, и это одна из причин, почему курить вредно.

– Неужели выхлопы автомобилей опаснее выбросов промышленных предприятий?

– Очень сложно дать однозначный ответ на этот вопрос. Понимаете, в чем основная проблема: промышленные предприятия поставляют в окружающую среду более 100 тыс. самых различных химических веществ. Как подавляющее большинство из них воздействуют на организм человека — неизвестно, поскольку этого еще никто не изучал. Пока понятен механизм влияния на здоровье где-то 1,5 тыс. химических веществ из 100 тыс. Уже известно, что как минимум 60 из изученных веществ являются канцерогенами, но, несмотря на это, широко применяются в промышленности, сельском хозяйстве, в быту. Из-за постоянного контакта с ними намного выше статистика онкологических заболеваний среди целого ряда профессий. Сотрудники ГИБДД, дорожные рабочие, водители, сотрудники химчисток, парикмахерских, маляры, работники сельскохозяйственных, химических, текстильных и фармакологических производств — все они в группе риска.

Однако есть и еще одна причина, по которой мы сейчас наблюдаем рост числа злокачественных опухолей. И она положительная, как бы парадоксально это ни звучало.

http://rusplt.ru/health/rak-mojno-i-nujno-pobejdat-19689.htm...

– Что же это за причина?

– В России растет продолжительность жизни. Еще 35 лет назад были проведены исследования, которые дали такой результат: если бы люди жили в несколько раз дольше, то рано или поздно каждый человек умер бы от рака. Чаще всего мы просто не доживаем до начала этой болезни. Поэтому чем выше средняя продолжительность жизни в какой-либо стране, тем больше в ней случаев онкологии. В Японии, где средний человек доживает до 84 лет, рак вышел на первое место среди причин смертности, обогнав традиционно лидирующие сердечно-сосудистые заболевания. В России средняя продолжительность жизни впервые с 1965 года превысила 70 лет. А уже после 40 лет вероятность развития злокачественных опухолей возрастет настолько, что необходимо раз в полгода проходить обследование и онкологический скрининг.

– Но ведь все чаще онкологию диагностируют и у детей?

– К сожалению, и это правда. Рак молодеет. Онкологическое заболевание у людей в возрасте 20–25 лет перестало быть исключением. Злокачественные новообразования у детей тоже встречаются все чаще. Частично это связано с улучшением статистического учета, ставшего более достоверным, но, конечно, к этому не сводится. Сказываются все те факторы, о которых я уже говорил, — ухудшение экологии и снижение качества продуктов, отсутствие культуры питания. Плюс добавляется еще один не менее важный фактор — состояние здоровья родителей. Если посмотреть статистику по шкале АПГАРа, то становится видно: раньше дети рождались с 9–10 баллами, а сейчас — с 7–8. К тому же появилась четкая тенденция к откладыванию рождения. Поженившись, молодые пары думают о том, как им слетать в отпуск и сделать карьеру, а не о продолжении рода, оставляя детей на потом. А чем старше родители, тем выше риск, что у ребенка будут развиваться патологии, в том числе и новообразования.

– Александр Борисович, чтобы статистика смертей от рака больше не росла, что, на ваш взгляд, следует сделать в первую очередь?

– Объяснить людям, что при тех технологиях, которые сейчас есть в распоряжении врачей, онкология — больше не приговор. При выявлении рака на ранних стадиях выживаемость составляет сегодня более 80%, на третьей стадии — порядка 60%. Поэтому главное — проходить регулярный медосмотр, не ждать, пока заболит. Боль — это сторожевой пес нашего организма. Но, к сожалению, при онкологических заболеваниях этот пес начинает лаять слишком поздно.

Повторюсь, рак можно и нужно побеждать. Все в той же Японии, когда началась борьба с раком желудка, пятилетняя выживаемость не превышала 10–15%, а сейчас она выросла до 90%. И достичь такого результата удалось почти исключительно благодаря тому, что людям объяснили: не нужно пассивно сидеть и дожидаться своего рака. Нужно вовремя проходить онкоскрининг, бороться с этой болезнью вместе с врачами.

Понимаете, сделать человека здоровым насильно нельзя. Если он не хочет заботиться о себе, то медицина бессильна.

Показательно, что у нас в Красноярском крае на втором месте по смертности после рака легких находится рак молочной железы, которые диагностировать легче, чем все другие виды рака. Это можно сделать даже на ощупь или с помощью простейшей маммографии. На 1–3 стадиях он лечится без особых проблем. Причем в 80% случаев нам даже удается сохранить молочные железы, удаление груди перестало быть обязательным. О чем говорит то, что пациентки до сих пор от него умирают? О безобразно низком уровне заботы о собственном здоровье. 

Картина дня

наверх