На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Наше здоровье

925 подписчиков

Гастрит! Что общего между пищеварительными ферментами и ядом гадюки

Гастрит – это заболевание желудка, сопровождающееся очень неприятными симптомами — ноющая или острая жгучая боль в верхней части живота, тошнота, рвота, отсутствие аппетита, отрыжка, метеоризм, ощущение переполненности в верхней части живота после еды, белковый голод, потеря веса и др. Но есть и менее известные последствия гастрита и его грозного продолжения – язвы желудка.

Желудок является расширенной частью пищеварительного канала. Объем пустого желудка – 0,5 л. Емкость желудка 1,5-2,5 литра. Мужской желудок вмещает больше, чем женский. Масса желудка человека с весом 70 кг в норме примерно 150 г.

 

 

Желудок – важный орган пищеварительной системы. Пища из желудка практически не всасывается, а предварительно перерабатывается и переходит в другие отделы пищеварительного тракта.

Стенка желудка состоит из четырех основных слоев (перечислены, начиная от внутренней поверхности стенки к внешней):

  • слизистая оболочка, покрытая однослойным цилиндрическим эпителием;
  • подслизистая основа;
  • мышечный слой, состоящий из трех подслоев гладкой мускулатуры:
    • внутренний подслой косых мышц
    • средний подслой круговых мышц
    • наружный подслой продольных мышц
  • серозная оболочка.

 

pechen1

 

Желудок – это «мешок», эластичный (может растягиваться как надувной шарик) и довольно крепкий за счет специальных слоев, обеспечивающих эту крепость. В этом «мешке» есть специальные железы, вырабатывающие вещества, которые очень ядовиты для многих белковых живых существ!

Удивляетесь слову «ядовитые»? Тогда давайте подробно разбираться.

Слизистая оболочка желудка

Слизистая оболочка желудка – это самый нижний, самый внутренний слой стенок желудка. Именно этот слой соприкасается с очень агрессивной кислой средой, заполняющей полость желудка. Именно слизистый слой желудка непосредственно контактирует с теми микроорганизмами, которых мы съедаем вместе с пищей (пища никогда не бывает стерильной) или проглатываем вместе со слизью, стекающей из носовой полости, других верхних дыхательных путей.

Нижний слой желудка — слизистая желудка, также не однородна. Она состоит их 3-х слоев: эпителиального слоясобственного слоя и мышечной пластинки, образующей складки (рельеф слизистой оболочки), желудочные поля и желудочные ямки.

В собственном слое слизистой оболочки находятся трубчатые желудочные железы (маленькие химические заводы) с различными названиями и функциями:

  • обкладочные клетки слизистой оболочки вырабатывают соляную кислоту;
  • главные клетки, вырабатывают проферментпепсиноген, из которого при достаточной кислотности образуется основной фермент желудка ПЕПСИН;
  • добавочные (слизистых) клетки, секретирующих слизь и бикарбонаты.

Продукты деятельности клеток собственного слоя слизистой желудка и эпителиальных клеток – это и есть желудочный сок. Желудочный сок – это жидкость с рН 1,5-1,8 (т.е. кислая), которая вырабатывается в количестве 2-3 литров в сутки.

Основные составляющие желудочного сока

Агрессивные составляющие: пепсин и пепсиноген, соляная кислота, внутренний фактор (фактор Касла).

Защитные составляющие: бикарбонаты, слизь.

Пепсин является основным ферментом, относящимся к группе ферментов протеаз (или протеолитических, т.е. расщепляющих белки ферментов). В пищевых продуктах содержание свободных аминокислот очень мало. Подавляющее их количество входит в состав сложных белков, состоящих из длинных цепочек аминокислот. Задача агрессивных факторов желудочного сока — разорвать связи между аминокислотами, чтобы в итоге все белки превратились в «кирпичики» из которых они были сделаны – отдельные аминокислоты. Белки пищи и большие пептиды (белки, но с относительно небольшим количеством аминокислот) целиком вообще не всасываются! И слава Богу! Ведь все они для нашего организма абсолютно «чужие»!

Многие слышали, например, о невозможности человеку с группой крови I перелить группу крови II или III. Это из-за того, что группы крови II и III содержит чужеродные для группы I белки. Совместимость крови донора с кровью реципиента является обязательным условием переливании крови, так как в случае несовместимости групп крови развивается иммунная реакция, вызывающая серьезные последствия, возможная гибель человека. Подобные реакции возможны при попадании чужеродных белков в кровь.

Но белки пищи обычно поступают не в кровь, а в рот и далее — в желудок. Ни рот, ни желудок не способны всасывать белки, они способны лишь перерабатывают их. И только тонкий кишечник идеально сконструирован в нашем теле для впитывания всех питательных элементов в кровь. Но даже в нем цельные белки и пептиды в кровь проникнуть не могут.

Последствия попадания белков и пептидов (небольших белков) в кровь из тонкого кишечника могут быть ужасными. Иллюстрацией может служить проникновение нерасщепленных пептидов дифтерийного токсина в кровь через желудочно-кишечный тракт. Эта возможность дифтерийного токсина до сих пор является уникальным и загадочным процессом. Попавший в кровь токсин очень ядовит и последствия его действия хорошо известны. 0,06 г токсина убивает морскую свинку весом 250 г. Он приводит к структурным и функциональным нарушениям, способным вызвать даже смерть больного человека.

Также уникальной способностью всосаться целиком в кровь из пищеварительного тракта обладают токсины ботулизма, холеры и некоторые растительные токсины. Хотя бывают и редкие положительные примеры.

 

 

Белки в ЖКТ обязательно должны быть расщеплены на аминокислоты!

И главная часть этой работы поручена желудочному ферменту — пепсину. Он разрывает белки пищи и белки многочисленных микроорганизмов, поступающих в желудок, на отдельные аминокислоты. Т.е. превращает «чужих» в осколки, которые будут использованы на построение собственных уникальных белков человеческого организма.

Пепсин образуется в желудке в виде неактивного предшественника — пепсиногена. Но пипсиноген активируется только в кислой среде, создаваемой соляной кислотой желудочного сока, при рН 5 и ниже. Таким образом, в желудке должен образовываться не только фермент пепсин, но также и соляная кислота, обеспечивающая условия активной работы пепсина. Пепсин и соляная кислота работают только в паре.

Активный желудочный сок – это губительная среда, подобная яду гадюки!

Наверняка, многие знают, что укус гадюки ядовит и может стать смертельным для человека?

А что такое яд гадюки?

Основным компонентом яда гадюки являются пищеварительные ферменты класса протеаз. Основная мирная профессия протеаз — быстро расщеплять белки, как в ходе пищеварения, так и при перестройке тканей или росте органов. Но в составе змеиного яда протеаза приобретает огромную разрушительную силу для организма укушенного. Ведь попадает она не в желудок, а сразу в кровь укушенного. И здесь он начинает крушить направо и налево все белки из системы свертывания крови, уничтожая и те, которые отвечают за образование в ранах сгустков, и те, которые поддерживают эритроциты на плаву. Разрушаются оболочки эритроцитов и гемоглобин попадает в окружающий раствор. Гемолиз может происходить не только под действием яда змей, но также после укуса пчел, скорпионов.

Именно благодаря комплексному действию протеазы, а также других пищеварительных ферментов, змеиный яд и представляет особую опасность.

Хотя ни разу не было случая отравления у людей, удаляющих яд из ранки путем отсасывания с последующим сплевыванием. В литературе не описано ни одного случая, чтобы кто-то при этом отравился. Ведь пищеварительные ферменты яда гадюки естественны для желудка.

Но не для крови!

Для крови неестественны и пищеварительные ферменты собственно желудка. Ведь при попадании в кровь они могут вызвать точно такой же эффект, как яд гадюки.

А возможно попадание пищеварительных ферментов человека в кровь?

Очень редко в кровь могут попадать как протеазы желудка при язве, так и протеазы поджелудочной железы (при остром панкреатите). Тогда возможен эффект, как при укусе гадюки. Развивается состояние тяжелейшей интоксикации, поражаются белки крови.

Гастрит надо лечить вовремя, чтобы не допустить возникновение язвы желудка.

Пищеварительные ферменты внутри каждой клетки организма

Протеазы, расщепляющие протеины, есть не только в составе яда гадюки или в составе желудочного сока. Эти ферменты есть внутри практически каждой живой клетки человека. Расположены они внутри клеток и представляют собой мембранные пузырьки — лизосомы, в которых находятся ферменты протеазы и другие ферменты. Набор ферментов в лизосомах такой, что они могут расщеплять любые белки, имеющиеся в организме, полисахариды, нуклеиновые кислоты, липиды.

 

pechen2
Лизосомы образованы клеточными мембранами и представляют собой «мешки-убийцы», в полости которых поддерживается кислая среда и находится множество растворимых ферментов. Всего полость лизосомы содержит около 60 растворимых кислых гидролитических ферментов.

 

Ферменты лизосом нередко высвобождаются при разрушении мембраны лизосомы. Обычно при этом они инактивируются в нейтральной среде цитоплазмы клетки. Однако при одновременном разрушении всех лизосом клетки может произойти саморазрушение клетки — самопереваривание.

Если происходит массовое разрушение мембран лизосом внутри клеток желудка, то это приведет к повреждению клеток желудка.

Повреждение клеток слизистого слоя желудка – это ГАСТРИТ

Итак, клетки желудка при определенных неблагоприятных условиях могут быть повреждены пепсином желудочного сока при содействии соляной кислоты или за счет самопереваривания.

Гастрит – поражение слизистой оболочки желудка с воспалительными изменениями и нарушениями регуляции, с прогрессирующей атрофией (частичным разрушением) слизистой желудка, что приводит к нарушению работы клеток желудка, сопровождается нарушением секреторной, моторной, и эвакуационной функцией желудка.

В зависимости от того, какие клетки слизистой желудка атрофируются, возможны различные варианты течения гастрита: снижение атрофированными клетками синтеза соляной кислоты или пепсина, или, наоборот, повышение; снижение синтеза защитного слоя слизистой желудка — слизи или бикарбонатов, а также других составляющих желудочного сока.

У животных, растений и грибов клетки постоянно погибают. Баланс между делением клетки и их гибелью сохраняет относительно постоянное число клеток у взрослых. Существует 2 механизма гибели клетки: некроз или апоптоз. Некроза чаще возникает как результат заболевания или травмы, а апоптоз (или запрограммированная гибель клеток) — нормальный процесс, протекающий в организме.

Организм избавляет себя от миллионов мёртвых или погибающих клеток каждый день и лизосомальные ферменты, в том числе иммунных клеток (фагоцитов) играют важную роль в этом процессе.

Процесс поддержания оптимальной численности клеток осуществляет сложная система контроля клеточных делений и клеточной гибели. Внешний сигнал клетка воспринимает специальными «рецепторами смерти», находящимися на ее поверхности. Существуют и различные внутренние сигналы, возникающие при неустранимых внутренних повреждениях клетки (в большинстве случаев — молекул ДНК), которые препятствуют ее нормальному делению или функционированию. Но независимо от источника и места получения этого сигнала в итоге запускается один и тот же каскад активации ферментов-убийц, которые и завершают выполнение программы.

 

 

Программа клеточной гибели срабатывает только после многократного подтверждения «сигнала смерти». Сигнал может прийти из окружающей клетку среды или от собственных внутриклеточных «датчиков неблагополучия».

Каждая неповрежденная клетка имеет свою продолжительность жизни: эритроциты — около 120 дней, лейкоциты — от нескольких часов (нейтрофилы) до нескольких недель (лимфоциты), а «клетки памяти», как называют специализированные иммунные лимфоциты, могут жить десятки лет. Печень полностью может обновиться за 300-500 дней (150 дней живет каждая клетка печени). Клетки на поверхности легких обновляются каждые 14-21 день, альвеол 11-12 месяцев, скелета 10 лет, сердца 1-2 раза за жизнь. Большая часть клеток мозга живет с человеком на протяжении всей его жизни. В глазах способны обновляться только клетки роговицы, происходит замена её верхнего слоя каждые 7 – 10 дней. При повреждении роговицы процесс происходит ещё быстрее – она способна восстановиться за сутки. Эпидермис кожи подвергается изрядному износу, поскольку выступает в качестве внешнего защитного слоя организма. Эти клетки кожи обновляются каждые две-четыре недели.

Обновления клеток желудка и кишечника происходит каждые 3-5 дней

Нарушение физиологического равновесия между делением и гибелью клеток лежит в основе не только опухолевых, но и некоторых других неопухолевых заболеваний. В частности, есть основания считать, что при СПИДе уменьшение содержания в крови определенного класса лейкоцитов (иммунных клеток), играющих важную роль в иммунитете, обусловлено их апоптозной гибелью (самоперевариванием).

Многие вирусы вызывают такие глубокие нарушения в обмене веществ зараженной клетки, что она воспринимает эти нарушения как сигнал к экстренному включению программы гибели. Однако у некоторых вирусов выработались специальные приспособления, направленные на подавление апоптоза в заражаемых клетках. В других — вирус на правах оккупанта насильственно стимулирует синтез клеткой ее собственных анти-апоптозных белков. Так или иначе, создаются предпосылки для беспрепятственного размножения вируса. Прежде всего это относится к вирусам, способным к длительному (иногда пожизненному) пребыванию в организме, например, вирусы герпеса (особенно, Эпштейн Барр), гепатиты В и С и др.

Длительное пребывание вируса клещевого энцефалита в организме сопровождается повышенным содержанием лимфоцитарных иммунных клеток, вступивших в апоптоз.

Инфицирование желудка бактерией Хеликобактер Пилори, наоборот, увеличивает явления апоптоза, т.е. саморастворения эпителиальных клеток слизистой оболочки желудка, вызывая массовую гибель клеток желудка и возникновение гастрита, а далее — язвы.

Знаменитому алхимику и врачу Парацельсу принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». В популярном изложении эта фраза звучит так: «Всё есть яд, всё есть лекарство; то и другое определяет доза»!

Желудочный сок – наглядный пример такого яда/лекарства!

Поэтому традиционная эмблема медицины – чаша, обвитая змеей, появилось в таком виде в XVI веке, благодаря знаменитому врачу Парацельсу.

 

petlich_znak_medicina

 

 

Елена

Картина дня

наверх